![]() |
Digital-агентство "Продвижение"- реклама в интернете, создание сайтов, продажа софта, цифровых товаров |

Digital-агентство "Продвижение"- реклама в интернете, создание сайтов, продажа софта, цифровых товаров
Воронка продаж — это иллюстрация этапов движения клиентов от холодного трафика до лояльной аудитории, готовой регулярно пользоваться услугами бренда. Это маркетинговая модель, позволяющая наладить стабильные продажи и ускорить развитие бизнеса.
Конечные этапы — это первая и повторные продажи уже лояльной к бренду аудитории. Успех отдела продаж напрямую зависит от умения работать с клиентами, привлекать интерес к продукту компании и отрабатывать возражения.
Воронка (туннель) продаж — это еще и маркетинговая модель, направленная на стимулирование интереса целевой аудитории к товарам до окончания всех этапов сделки. Проработанная воронка продаж позволяет:
Использование воронки эффективно для любого взаимодействия компании с клиентами: туннель продаж может использоваться для разработки структуры лендинга, организации работы отдела продаж в e-commerce или даже в розничной торговле. Разберем пример эффективной воронки продаж от момента знакомства клиента с продуктом компании и до генерации повторных продаж пошагово.
Определяется целевая аудитория, формируется УТП и запускается реклама. Потенциальные клиенты знакомятся с рекламным предложением компании. Конверсионное действие на данном этапе — клик по рекламному объявлению или переход на сайт.
Уникальное торговое предложение привлекает интерес потенциальных клиентов, позволяет закрыть их боли и потребности.
Конверсионное действие — оформление формы обратной связи на сайте или звонок в компанию.
Отдел продаж компании обрабатывает все входящие заявки и отсеивает нецелевые и ошибочные лиды. Для потенциальных клиентов, заинтересованных в товарах и услугах компании, проводится консультация.
Конверсионное действие — запрос коммерческого предложения или демонстрации товара.
Менеджер компании отправляет коммерческое предложение либо клиент осматривает товар в офлайн-магазине. Менеджер закрывает все возражения клиента и мотивирует к оформлению сделки.
Конверсионное действие — заключение договора, оформление заказа на сайте.
Момент реализации товара или предоставления услуги компании, которое сопровождается оплатой. Товар выдается клиенту или оформляется доставка согласно условиям сделки, оговоренных этапом ранее.
Конверсионное действие — получение оплаты за товар.
Собранные данные и история взаимодействия с клиентом позволяют сформировать персональное предложение для повышения лояльности покупателя.
Конверсионное действие — дополнительная продажа для увеличения среднего чека или повторная сделка через некоторое время.
Для настройки воронки в первую очередь важно определить особенности, портрет целевой аудитории, чтобы создать туннель продаж, который учитывает потребности потенциального клиента. В противном случае воронка станет малоэффективной и приведет к убыткам компании.
Также важно, чтобы на каждом этапе сделки прослеживалось наибольшее количество квалифицированных лидов — это сокращает затраты компании на работу с нецелевыми заявками и снижает нагрузку на отдел продаж.
Между воронками для B2B и B2C сегментами есть отличия. Розничные продажи предполагают более спонтанный и эмоциональный характер сделки, а торговля с крупными компаниями сопровождается точными расчетами и долгим согласованием. Рассмотрим, в чем заключаются отличия.
В сегменте B2B сегменте заказчики приобретают продукт для компании или своего клиента. Перед покупкой внутри компании проходит долгий цикл принятий решения — менеджеры согласовывают сделку с руководителями и директорами. На успех сделки в B2B влияют факты и цифры — решение о покупке более взвешенное и рациональное, предполагает извлечение максимальной выгоды для клиента.

Работа в B2B-сегменте часто предполагает формирование долгосрочных отношений между компаниями продавца и покупателя, при этом средний чек и объемы партии товара, как правило, гораздо выше, чем в розничной торговле. При этом покупатель может до конца не понимать, для чего конкретно будет использоваться продукт продавца. Это накладывает свои особенности в воронке — например, не позволяет отсеивать нецелевые лиды на первых стадиях туннеля продаж.
Рассмотрим особенности каждого этапа.
| Этап в воронке для B2B | Варианты реализации этапа | Задача этапа | Показатель результата |
| Лидогенерация — поиск и классификация потенциального клиента | Холодный звонок или входящая заявка на сайте | Наладить контакт с потенциальным клиентом, сформировать УТП | Соотношение закрытых лидов к общему количеству заявок или звонков |
| Презентация продукта | Отправка коммерческого предложения, консультация по телефону или email | Продемонстрировать возможности товара, заинтересовать в продукте | Соотношение назначенных встреч к числу отправленных коммерческих предложений |
| Отработка возражений | Деловая встреча | Убедить в ценности товара, в решении болей и потребностей ЦА за счет покупки товар | Пропорция между завершенными встречами и согласием клиента на сделку |
| Заключение сделки | Оформление договора | Подписать договор и оформить сделку, выслать реквизиты для оплаты | Количество оформленных договоров |
| Оплата товара | Получение налички, перевода на расчетный счет или карту | Получить оплату от клиента, передать сделки из отдела продаж в производство, на склад | Получение оплаты |
| Отправка товара | Передача товаров в транспортную компанию или на почту, курьерская доставка | Оформить доставку товара и отправить клиенту | Производство товара или реализация услуги |
| Вовлечение в новую воронку | Ремаркетинг, email-рассылка, сервисное сопровождение | Создать персонализированное предложение для продолжения взаимоотношений с клиентом | Дополнительная продажа, оформление услуги сопровождения или ТО продукта |
В B2B-сегменте продукт или услуга могут быть достаточно сложными, из-за чего на верхних этапах воронки важно рассказать все задачи и преимущества товара. Это необходимо учитывать при работе с контентом и настройке рекламы, иначе количество нецелевых лидов будет преобладать над квалифицированными обращениями.
Для работы с физическими лицами модель классической воронки продаж отличается. В B2C сегменте решения о покупке принимаются быстрее, при этом покупатели чаще руководствуются эмоциями, чем рациональным расчетом. Если речь не идет о дорогих товарах, в воронке для B2C сегмента не требуются промежуточные стадии.
Рассмотрим все особенности воронки на примере.
| Этап в воронке для B2C | Варианты реализации этапа | Задача этапа | Показатель результата |
| Рекламное предложение | Контекстная реклама или SEO, офлайн-реклама | Привлечь внимание потенциального клиента к товару, мотивировать к обращению в компанию | Соотношение входящего трафика к количеству полученных лидов — звонков, email и заявок на сайте |
| Классификация лида | Создание квиза на сайте, скоринговая валидация заявки в CRM, обработка лидов менеджером 1-й линии | Отсеять ошибочные заявки от целевых лидов, определить боли и потребности обратившихся в компанию клиентов | Пропорция между поступившими лидами и целевыми заявками |
| Работа с потенциальными клиентами, побуждения к сделке | Демонстрация товара, примерка или тест-драйв продукта | Презентовать товар, отработать возражения клиента, помочь с принятием решения о покупке | Соотношение количества целевых лидов к числу клиентов, готовых совершить сделку |
| Заключение сделки | Продажа продукта или услуги на сайте, в офлайн-магазине | Реализовать товар и получить оплату, при заказе через интернет — оформить доставку | Количество оформленных сделок или число продаж |
| Вовлечение в новую воронку продаж | Ремаркетинг, сервисное обслуживание или сопровождение | Создать индивидуальное УТП, чтобы повысить лояльность клиента и стимулировать повторные продажи | Дополнительная или повторная продажа товара или услуг |
Для создания эффективной воронки продаж в B2C-сегменте важно исключить все этапы согласования до одного — клиент должен максимально быстро принять решение о покупке. Для этого из воронки исключается коммерческое предложение, а этап презентации товара совмещается с отработкой возражений. Также важно квалифицировать все лиды на этапе лидогенерации — это позволит сразу управлять воронкой и позволит избежать работы с заведомо ошибочными обращениями.
При разработке первой воронки продаж предприниматели часто допускают ошибки, снижающие конверсию продаж. Рассмотрим наиболее распространенные из них:
Чтобы воронка продаж работа по максимуму, также рекомендуется внедрить CRM для отдела продаж. Это позволит фиксировать обращения клиентов со всех каналов связи и обрабатывать их в одной программе, отслеживать всю историю взаимодействия с каждым покупателем, а также автоматизировать бизнес-процессы компании.
Для предприятий с отделом продаж в пару человек подойдет amoCRM с удобной настройкой воронки и недорогими тарифами для малого бизнеса, для крупных компаний — более функциональные «Битрикс24» или «Мегаплан».
Автор Андрей Давиденко из материалов kokoc.com/blog